Проект призван доказать историческое единство жителей Ростовской области и Западного Донбасса, их культуры, традиций, религии и ментальности.
Флотский арсенал
Появление горнодобывающих рудников в Донбассе потянуло за собой проблему сбыта добытой продукции. Небольшие шахты-«дудки» в большей степени снабжали сырьем местные кузницы и солеварни, в меньшей (из-за дороговизны сырья) — хаты здешних поселенцев. Но в конце XVIII века у шахтовладельцев появился крупный потребитель — Черноморский и Азовский флот. Причем морякам теперь нужен был не только уголь для отопления казарм и воинских учреждений, но и чугун для литья пушек, ружей, ядер и якорей. Ибо ближайший к Новороссии металлургический завод находился в Воронежской губернии.
В середине века в России работали 72 «железных» и 29 медеплавильных завода, выплавлявшие 32 тысячи тонн чугуна в год (в то время как заводы Великобритании лишь 21 тысячу тонн) и 800 тонн меди.
Однако 90% из них находились на Урале, где были открыты огромные залежи железной руды. В европейской же части страны по-прежнему плавили болотную руду, которой было крайне мало, поэтому с давних пор железо закупали в Швеции. При этом бесчисленные войны России XVIII века велись в 2 тысячах верст от основных мест производства железных изделий.
Существовала и еще одна, чисто «экологическая» причина удаленности уральских метзаводов. В качестве топлива они использовали древесный уголь, из-за чего сводили огромное количество леса Центральной России. Это вызвало крайнюю озабоченность у Петербурге, где понимали, что древесина стране нужна не только для того, чтобы ее жечь.
В 1754 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, котором обязывалось «для охраны лесов от истребления» закрыть все металлургические мануфактуры в радиусе 200 верст от Москвы с переносом производства на восток, дабы не превращать лесной край и степной.
Зато на реках Лугани и Белой имелись запасы каменного угля. Причем залегал он настолько неглубоко (до 12 м), что добыча велась открытым способом. То есть ресурсы для метзавода были дешевы.
К тому же «приисканный» Григорием Капустиным донецкий уголь содержал в своем составе 96% горючих веществ и отличался малой примесью серы, что давало возможность употреблять его на выплавку чугуна и железа, которые по качеству не уступали металлу, выплавленному с помощью древесного угля. То есть не нужно было жечь столь дорогой российскому сердцу лес.
Здесь же в Подонцовье были обнаружены и залежи железной руды.
Таким образом, замыкался технологический круг: топливо для завода — сырье для металлургии — потребители.
На основании этого императрица Екатерина II подписала 14 ноября 1795 года указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при речке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля».
Промышленный кластер
Заниматься строительством завода и реализацией его продукции на флот предстояло генерал-фельдцехмейстеру, Екатеринославскому, Вознесенскому и Таврическому генерал-губернатору, графу Платону Зубову и вице-адмиралу Николаю Мордвинову. Проект завода составил английский инженер Чарльз (Карл Карлович) Гаскойн, автор такого важного на флоте изобретения, как пушка-каронада (названа по имени шотландского Кэрронского металлургического завода), способная стрелять и ядрами, и картечью, и сдвоенными книппелями для разрушения такелажа. Шотландец лично исследовал донбасские недра и заверил правительство, что «найденные прииски железной руды и каменного угля по освидетельствованию обещают богатейшее количество сих минералов в наилучшем качестве».
Именно ему и поручили доставить из Александровского пушечного завода (Петрозаводск) на Лугань (в 15 верстах от ее впадения в Донец) почти 10 тысяч пудов машин, деталей, оборудования для налаживания нового производства.
Предполагалось использовать силу воды для приведения в действие механизмов завода, сплавлять к нему по Донцу каменный уголь из Лисичанска и доставлять железную руду из окрестных сел — Городища и Петропавловки. Но в итоге за обмелением рек уголь пришлось возить на волах сухим путем.
Гаскойну же принадлежит честь стать первым архитектором рабочего поселка металлургов Луганский завод, из которого впоследствии вырос город Луганск.
Строительство предприятия подстегнуло угледобычу в лисичанских рудниках, а там в свою очередь в 1799 году из каменного угля выжгли первый кокс для Луганского завода, положив начало производству металлургического кокса в России по английской системе.
4 октября 1800 года на заводе задули доменную печь и из местной руды на донецком угле получили чугун. Это была первая в России выплавка чугуна на минеральном топливе. Суперинтендант Луганского завода в своем донесении сообщал: «Отлитые из городищенской руды ядро, бомба и граната, которые суть первые посредством кокса в сей империи отлитые».
Для работы на казенной мануфактуре были выкуплены у помещиков около тысячи крестьян, с Урала и олонецких заводов завезли опытных металлургов.
Сам Гаскойн для наращивания производительности мануфактуры увеличил число рабочих дней, за двойную оплату он выкупил у рабочих все праздничные дни, за исключением двух дней Рождества и двух дней Пасхи, а также воскресенья. Для поощрения работников вводилась система премий с прибыли от продажи продукции.
Для новоиспеченных рабочих построили жилье и больницу. Одним из лекарей при Луганском чугунолитейном заводе стал работать датчанин на русской службе Иван Матвеевич Даль. Здесь же 10 ноября 1801 году у него родился сын Владимир, будущий творец «Толкового словаря живого великорусского языка».
В 1832 году он взял себе литературный псевдоним Казак луганский, которым и подписывался всю свою жизнь.
За первые пять лет своей работы на Луганском чугунолитейном заводе было выпущено около 1 тысячи орудий и порядка 400 тысяч ядер и гранат. Российский флот в Крыму и армия в Новороссии снабжались артиллерией именно этого завода.
На этом заводе производились бронзовые гаубицы-«единороги», стреляющие навесным огнем на расстояние до 4 км ядрами, бомбами, разрывными и зажигательными гранатами весом до 8 кг. Практичная гаубица обходилась значительно дешевле обычной пушки и была гораздо эффективнее ее. К тому же 12-фунтовую пушку тянули по полю боя 15 лошадей, а 17,5-фунтовый «Единорог» — всего 5.
Именно Луганский завод вынес на себе всю тяжесть снабжения армии и флота во время Крымской войны, увеличив мощность производства в 10 раз. По подсчетам историка Владимира Федичева, если в 1853 году в начале войны завод выпускал изделий на 32,7 тысячи пудов, то в 1855 году рост производства увеличился на порядок. Ежедневно около тысячи фур (3 тысячи пудов) из Луганска уходили в Крым, что позволило армии и флоту в течение всей войны не испытывать снарядного голода.
Впрочем, рост производства достигался не за счет местных руд, добыча которых не росла, а за счет транспортировки уральского чугуна и лома. В Луганск были доставлены 15 тысяч пудов уральского чугуна знаменитой марки «Старый сибирский соболь», что сделало Луганский чугунолитейный завод передельческим.
Новые опыты использования минерального топлива для выплавки металла были проведены в Керчи, где открыли богатые месторождения железных руд. В построенной там домне начались плавки из местных руд на донецком антраците.
После Крымской войны потребовалось полное вооружение армии и создание орудий нового образца, который в Луганске делать уже не могли. Казенный завод перестал получать заказы и постепенно захирел.
Новый импульс он получил, когда в конце века возникла необходимость в перевооружении армии новыми трехлинейными винтовками Мосина и оснастить большим количеством патронов. На мощностях бывшего чугунолитейного возник Луганский патронный завод, переданный в 1892 году из Горного ведомства в Военное.
Во время Первой мировой войны завод выпускал до 60 млн патронов в месяц (45% всех имперских мощностей), на нем трудились до 8,5 тысячи рабочих окрестных сел и казачьих станиц.
В этом виде завод дожил и до наших дней, не меняя своего профессионального профиля.
Проект подготовлен при поддержке АНО «Агентство развития гражданских инициатив Ростовской области».