Святослав Гордин: «Делать надо так, чтобы не было внутреннего ощущения халтуры»

Начинаются съемки документального фильма проекта «Крым: мост цивилизаций».

Святослав Гордин: «Делать надо так, чтобы не было внутреннего ощущения халтуры»

Телевизионщик со стажем в более чем четверть века, многолетний директор бюро НТВ на юге страны Святослав Гордин осенью создал для проекта «Центра развития СМИ» кинокартину «Казачье поле Донбасса». Сейчас идет работа над новым фильмом.

«В нашей картине, которая будет называться, как и весь проект «Крым: мост цивилизаций», рассказчиком станет Володя Добрицкий. Он будет работать и в кадре, и за кадром. Мы хотим попробовать более репортажный вариант, когда человек оказывается на месте событий и у него есть свои наблюдения. Плюс уже есть персонажи, которые будут ему рассказывать важные вещи, это крымские историки и краеведы. И плюс бесподобный сценарий Кисина, от которого весь фильм и пошел», — приоткрывает замысел режиссер.

«Мы хотим сделать картину в достаточно облегченной форме. Помимо натурных съемок на полуострове в фильме будет использована и анимация. Хронометраж составит не менее двадцати минут, хотя по нынешним временам это много. Заставить человека усидеть при просмотре двадцать минут — это уже большая удача. Я сужу по проекту «Люди». На телевидении я не отдаю отчета, что меня будут смотреть 200 миллионов человек. Но когда делаю работу для небольшой аудитории, как в проекте «Люди», серии которого смотрят сто или в лучшем случае тысяча человек, то очень радует, что какая-то часть досмотрела до конца. Эти люди шли не на общенациональный эфир с новостями и погодой. И ориентироваться на эти сто человек вполне стоит. А на всех — глупо! Если вас выбирают десять человек, у вас есть своя маленькая ниша — это уже хорошо. А делать любой фильм надо так, чтобы не было внутреннего ощущения халтуры», — делится творческой кухней Святослав Гордин.

«Проект «Люди» я начал в апреле 2021-го года. Уже вышло порядка 10 историй, которые выложены в интернете. Этот проект — наша мастерская. Мы сами себе редакция, нас очень мало, 2-3 человека обычно задействовано в работе над сериями. Основную работу делаю я, сам монтирую и подбираю музыку, с материалом до и после съемок работаю сам. И с удовольствием этим некоммерческим проектом занимаюсь. Помимо удовольствия, работа с «людьми» дает еще и профессиональный рост. Так как классической школы документального кино у меня нет, то благодаря разным героям проекта я предпринимаю попытки рассказать о каждом разным языком, в разных форматах. Первым моим героем стал Александр Дорофеев, который несмотря на тяжелую инвалидность стал интересным художником и сейчас сам учит рисовать детей. Была история про врачей и пациентов в ковидные времена, когда никто не знал, что делать с этой напастью. Последовали фильмы про удивительного коллекционера, собирающего кирпичи со всего мира, про бывшего наркомана, который помогает избавляться другим от смертельной привычки. Персонажами картин становились и бард Сергей Жилин, и автор гимна ДНР, и поисковики. Это непридуманные истории. Интересны люди сами по себе и путь, который они проходят, что человеком движет на этом пути. Конечно, такая работа не может делаться как на конвейере. В истории с Кисиным задачей стало, как показать писателя. Поэтому там мы прибегли к помощи начинающего актера, который изображал жуликоватого ростовца. Попутно выясняли, как, например, аргентинское танго становилось основой для блатных песен. То есть, помимо показа самого героя мы создавали атмосферу вокруг. Какие-то другие серии делались проще. В последнем из опубликованных наших выпусков три истории мы соединили в одну. Эти герои не связаны ничем, кроме отношения к делу. Династия научных стеклодувов, бывший милиционер, создавший музей в станице Казанской и открывший уникальные петроглифы и женщина-фельдшер, которая более 50 лет работает в одном месте работает. У этих людей отношение к работе не зависит ни от какой зарплаты. «А меня люди любят», — говорит героиня цикла, и она не будет хуже работать ни при каких условиях. Такие люди мне интересны всегда. И формат этих фильмов вырос из того, что в новости такие истории не поместишь, а истории эти рассказать хочется. Понятно, что не будет миллиона просмотров, и мы на это и не ориентировались. Но для какого-то зрителя это может стать инструкцией по жизни, почему нет?! Принципиально важно в этих коротких фильмах то, что не имеет никакого значения медийная значимость человека. То есть, он может быть вообще никому не известен, да это и не важно», — делится кинохудожник.

«То, что «Люди» стали для меня своеобразной мастерской, сильно помогло мне в других проектах. Если бы этой мастерской не было, я бы за фильмы для «ЕвроМедиа» не взялся. Любое дело является непознанным, пока оно не сделано. И всякий новый проект добавляет опыт. Поэтому авторские фильмы я сам монтирую, использую разные приемы. Ведь бывает, что прицепишься к определенной стилистике и потом ее эксплуатируешь, пока она себя не изживет. И тогда надо к другому набору приемов переходить. Так что, если бы не было проекта «Люди», я бы не рискнул снимать такие фильмы как про Донбасс и Крым», — резюмировал Святослав Гордин, о котором писал журнал «Нация» в рубрике «Место силы».

Добавим, что съемки фильма «Крым: мост цивилизаций» начнутся в апреле. Весь проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Подготовлено информационным агентством «ЕвроМедиа»

Поделиться:
Логотип АНО Центр развития СМИ