Цифры и эмоции

Сложно ли это — вовлекать горожан в обсуждение архитектурно-проектных концепций? В чем разница работы над общественными и частными пространствами? Об этом в рамках проекта «инициатиВЫ!» говорим с Никитой Маликовым, руководителем Архитектурного бюро Маликова, главным архитектором центра экономики городов Тверской области, преподавателем/тьютором в МАРШе и «Архитекторы РФ».

Цифры и эмоции
Цифры и эмоции
— Никита, спроектированный вами сквер-пергола в Твери — объект тактического урбанизма — был построен пять лет назад. Считай, на самом старте программы формирования комфортной городской среды. В то время механизмы вовлечения горожан в обсуждение на глобальном уровне еще были, скажем так, сырыми. Как вы выстраивали работу с людьми, с их запросами? Ведь объект в итоге получил востребованность у горожан и положительные отзывы архитектурных журналов. 

— Тогда действительно не было методологии, но не было и ограничивающих рамок. Так что в каком-то смысле было проще. Ты сам выбираешь подходящий для себя механизм и используешь его в процессе проектных обсуждений. Сейчас методология есть. Это хорошо. Но важно, чтобы ее не использовали по формальному принципу. Есть специалисты, которые применяют механизм вовлечения горожан в благоустройство правильно: ведут серьезный опрос, глубоко исследуют интересы жителей и, конечно же, информируют о том, что в их городе что-то делается, вовлекают в обсуждение. Когда работа идет на таком глубинном уровне, этот механизм взаимодействия интересен и правилен. А когда просто потому, что так надо, лучше бы в таком случае навязывания определенного механизма и вовсе не было. 
Получение информации от жителей при обсуждении работы — базовое. Причем информации не в виде цифр — хотим вот столько-то лавочек поставить, а в виде эмоций. Вот это особенно ценно. 
Цифры и эмоции

— Когда вы работали над тверским проектом, какие эмоции прорабатывались? Какие нашли отражение в объекте? 

— Ключевая эмоция, которую наша проектная группа прорабатывала в первую очередь, — неверие. Люди довольно часто имеют стереотипное мышление о городской среде. Например, есть лавочки, значит, на них обязательно будут выпивать. При том что если кто-то так и делает, то это один человек из ста. У жителей был запрос на возможность танцевать, но смущала открытость территории. Сквер-пергола — общественное пространство в историческом центре города. Были сомнения: можно ли сюда такой объект, не будет ли шумно? Неверие и все противоречия мы сняли тем проектом через обсуждение с горожанами. Сквер-пергола мог функционировать сам по себе — там были качели, большой лежак с видом на Волгу, розетки для гаджетов. А мог трансформироваться под определенную задачу. Здесь в итоге много проводилось активностей: фестивалей танцев, еды, музыки, детских утренников, лекций… 
Цифры и эмоции

— Вы упомянули неверие, стереотипное мышление о городской среде. А как это изменить?

— Это очень сложный процесс. Мне подобный вопрос часто интервьюеры задают. Как я говорил, в большинстве своем обычные жители мало что-то знают о городской среде — как она может существовать, развиваться. В школе нет предмета о городской среде. Детям и студентам не рассказывают, как жить в городе. Как взаимодействовать с управляющими компаниями, обращаться с коммунальными платежами. Почему-то этому не учат. Рассказывайте о городской среде. Показывайте мировые примеры, практики. Да, благодаря, наверное, интернету, благодаря тому, что кто-то куда-то выезжал за пределы города, страны, в итоге растет понимание — что может дать городская среда человеку. Но парадигма неверия, непонимания еще очень прочная. 
Цифры и эмоции

— У вас большой опыт проектирования с вовлечением горожан по федеральным проектам. В частности, относительно недавний — проект реконструкции Петровской набережной в Воронеже (вторая очередь). И работа над частными объектами, где также идет диалог с населением. В чем разница с точки зрения взаимодействия между обсуждением проектов общественных и частных пространств?

— В частной работе, особенно если ты, например, взаимодействуешь с дольщиками, как было с придомовой территорией ЖК в Ижевске, процесс более сложный. В каком плане? Человек считает каждую копейку, за каждую из них он готов сражаться. Но в этом свой кайф. В итоге получается тот самый, более глубинный диалог. На частных территориях понимают, что им еще эксплуатировать этот объект. 
Когда же речь идет об общественных пространствах, горожане почему-то не думают, что эти площади тоже благоустраиваются, по сути, за их счет, из налоговых отчислений. И нужно изловчиться, вытащить из них те самые эмоции, конфликт, который стоит проработать в проекте. 
Какой опыт отношения потребителей частной территории я хотел бы экстраполировать на потребителей общественных пространств? Как раз-таки опыт эксплуатации, осознание ими этого. 
Цифры и эмоции
Цифры и эмоции


#инициатиВЫ! #вашвыбор #житькомфортно #архитектор #никитамаликов #городаменяютсядлянас #нацпроектжильеигородскаясреда #формированиекомфортнойгородскойсреды 
Поделиться:
Логотип АНО Центр развития СМИ